Почему турбины ломаются, и как определить, что вашей пора на СТО

Инженерам, проектирующим автомобили прошлого века, было жаль энергии, буквально вылетающей в трубу. Они хотели использовать ее во благо, а потому пытались изобрести устройство, задействующее энергию отработанных газов. Альфреду Бюхи это удалось. Именно он создал конструкцию, на валу которой расположились 2 колеса с крыльчатками. Одно колесо компрессорное, а второе – турбинное. Конструкцию изобретатель зашил в корпус. Так и появился на свет первый турбокомпрессор.

Простая конструкция устройства за 100 с лишним лет менялась незначительно. Чтобы контролировать частоту вращения турбины, ее оснастили перепускным клапаном. Благодаря ему устройство при необходимости может сбросить лишние отработанные газы. Управление этим клапаном осуществляется актуатором, имеющим электрический или вакуумный сервопривод.

Причины выхода из строя

Даже самые простые и надежные системы не застрахованы от поломок. Из-за попадания посторонних предметов и пыли в выпускной трубопровод чаще всего страдают лопатки компрессорного и турбинного колеса. Если в конструкции имеются лопатки изменяемой геометрии, то под удар попадают и они.

Почему турбины ломаются, и как определить, что вашей пора на СТО

Любая масляная «ошибка» (неправильный выбор масла, нехватка масла, несвоевременная замена масла) и перегрев провоцируют преждевременное изнашивание рабочих поверхностей вала. Из-за износа может заклинить как система изменения геометрии турбины, так и актуаторы привода байпасного и перепускного клапанов.

Турбину считают высоконагруженным агрегатом, однако и у нее есть свой предел. Чрезмерные перегрузки устройства могут привести к деформации вала, поэтому при эксплуатации производители рекомендуют строго соблюдать инструкции.

Как понять, что турбокомпрессору нужен ремонт?

Чтобы купить турбину на КамАЗ, нужно учесть множество факторов, а чтобы проверить ее работоспособность только один – тягу. Если тяги нет совсем, первым делом мастер автосервиса грешит на турбину. По сравнению со своими подкапотными соседями она более уязвима, а потому проверяется на работоспособность в первую очередь. При полном отсутствии тяги диагностируются все системы автомобиля и датчики. Проверяется, нет ли мест, через которые воздух выходит во впускной коллектор, минуя систему впуска. Чаще всего виной потери тяги становится обнаружение небольшого отверстия, нарушающего круговорот воздуха под капотом.

Если тяга нехарактерная (например, пропадает «провал» на 1000-1500 оборотах), велика вероятность, что заклинило перепускной клапан. Из-за этого отработанные газы не выходят из турбины, и она повышает давление наддува, по полной качая воздух.

Сигнализировать о необходимости ремонта может и звук, издаваемый турбиной. Если агрегат пищит, значит, на валу образовался люфт. При этом двигатель может работать в обычном режиме, вот только срок жизни турбины стремительно сокращается. Игнорирование проблемы приводит к полному выходу агрегата из строя.