Турбокомпрессор – сердце системы агрегатного наддува воздуха

Турбокомпрессоры являются основными компонентами системы агрегатного наддува двигателей внутреннего сгорания. Их применяют, чтобы увеличивать мощность двигателя без серьезного конструктивного вмешательства.

С помощью турбокомпрессора давление, в первую очередь, увеличивается во впускном тракте двигателя. Благодаря чему в камеры сгорания подается большее количество топливно-воздушной смеси. Сгорание осуществляется при высокой температуре, в процессе образуется много газов, потому давление, оказываемое на поршень, увеличивается, а мощность и крутящий момент растут.

Цена на турбокомпрессор для КАМАЗа невысока, однако установив его можно увеличить мощность двигателя от 20 до 50%.

Турбокомпрессор – сердце системы агрегатного наддува воздуха

Какими бывают турбокомпрессоры?

По назначению:

  • для двухступенчатых систем

Для таких систем используется пара турбокомпрессоров, которые работают поочередно и воздействуют на одну группу цилиндров.

  • для одноступенчатых систем

На один двигатель может устанавливаться как один турбокомпрессор, так и несколько. Они воздействуют на разные цилиндры.

  • для последовательно-параллельных и последовательных систем

Оба агрегата, которые могут обладать как одинаковыми, так и разными характеристиками, работают на одну и ту же группу цилиндров.

По применяемости турбокомпрессоры делятся на 2 большие группы. Первая – по типу двигателя. В эту группу попадают бензиновые, газовые, дизельные и другие агрегаты. Вторая группа – по мощности и объему двигателя. В нее попадают турбокомпрессоры большой, средней и малой мощности, модели для высокооборотистых двигателей и другие.

Какие турбины устанавливают на турбокомпрессоры?

Предпочтение отдается двумя типам турбин: радиальным (их также называют радиально-осевыми и центростремительными) и осевым. Изделия первого типа подают отработавшие газы на крайние точки крыльчатки турбины. Газы движутся от краев к центру, а затем выводятся в направлении оси. На осевых турбинах все происходит с точностью да наоборот. Поток газов подается в центральную часть крыльчатки, а его вывод осуществляется с краев.

Как правило, радиальные турбины устанавливают на двигатели небольшого объема. На мощных агрегатах предпочитают использовать осевые модели. И радиальные, и осевые турбины комплектуют центробежным компрессором. Он подает воздух в центр крыльчатки и отводит его к крайним точкам.

Функционал турбокомпрессоров

В некоторых моделях предусмотрено 2 входа, в каждый из которых поступают отработавшие газы из одной группы цилиндров. Благодаря такому методу подачи перепады давления снижаются, а стабильность наддува увеличивается.

Турбина может быть укомплектована скользящим кольцом или подвижными лопастями. С помощью этих деталей можно регулировать поток газов и перенаправлять его на рабочее колесо. Это дает возможность менять характеристики турбокомпрессора, учитывая режим работы двигателя.